В России в настоящее время работает около 600 банков, оказывающих самые разнообразные услуги как гражданам, так и организациям. Однако иногда качество банковских услуг оставляет желать лучшего — необоснованное увеличение процентных ставок по кредиту, бесконечные очереди, зависающие банкоматы и хамство сотрудников банка вынуждают клиентов активно отстаивать свои права.
Первое и главное «орудие» в руках граждан — это жалоба в ЦБ на действия банка. Написать соответствующую жалобу можно даже не выходя из дома — достаточно зайти на официальный сайт Центробанка РФ в раздел «Интернет-приемная». На открывшейся странице нажмите кнопку «Подать жалобу», затем заполните соответствующие поля:
- Тема жалобы. Вы можете выбрать одну из предложенных тем, например, «Навязывание дополнительных услуг».
- Описание жалобы. Здесь вам необходимо указать, с каким банком и когда возникла проблема, а также написать, в чем состояло нарушение. Объем жалобы не должен превышать 5 000 знаков.
Важно! К тексту жалобы на банк в Центробанк РФ рекомендуется прикрепить доказательства, например, отсканированный текст договора, претензии и т.д. Прикрепить можно не больше 10 файлов общим объемом до 12 Мб.
- Информация о заявителе. Укажите ФИО, дату рождения, номер СНИЛС, телефон, домашний и электронный адрес. Если жалобу подает юрлицо, необходимо указать его наименование, ИНН, ОГРН, адрес, телефон, а также данные о заявителе-физическом лице.
Важно! Если вы затрудняетесь с составлением жалобы в Центробанк на действия банка, вы можете воспользоваться услугами кредитного адвоката. Специалист составит грамотную и аргументированную жалобу, которая не останется без рассмотрения.
Обратите внимание, что не рассматриваются ЦБ РФ:
-
нечитаемые жалобы, в том числе написанные латиницей;
-
жалобы, написанные только заглавными буквами, либо без использования пробела;
-
жалобы, содержащие ненормативную лексику и угрозы.
Срок рассмотрения жалобы в ЦБ РФ составляет 30 дней, но в особо сложных ситуациях он может быть продлен еще на 30 дней.
Куда еще можно написать жалобу на банк ВТБ 24 и другие банки?
На все банки, в том числе ВТБ 24, Альфа-Банк жалоба может быть подана не только в ЦБ РФ, но также в ряд других организаций. Рассмотрим, какие это организации:
-
Непосредственно само кредитное учреждение, а именно служба поддержки клиентов. В сам банк можно обратиться, если жалоба связана с работой персонала (хамство, грубость, некомпетентность и т.д.). Если жалоба связана, например, с некачественным банковским продуктом, то обращение в банк не имеет смысла.
-
Ассоциация российских банков (АРБ). В данную организацию стоит направлять жалобу, если кредитное учреждение состоит в ассоциации. Ассоциация выступает как посредник и помощник в переговорах между гражданином и банком, а не как надзирающий орган. К сожалению, крупнейшие банки России — ВТБ 24, ВТБ, Сбербанк, Альфа-Банк, Россельхозбанк и прочие банки в 2017 году покинули АРБ, следовательно, жалобу на их действия подавать в Ассоциацию бесполезно.
-
Роспотребнадзор. Если ваши права потребителя нарушило любое кредитное учреждение (например, ВТБ 24), жалоба на банк может быть предъявлена в Роспотребнадзор. Обращение гражданин также может оставить в интернет-приемной Федеральной Службы.
-
Федеральная антимонопольная служба. ФАС рассматривает жалобы на недобросовестную конкуренцию со стороны банка, а также рекламу, не отвечающую требованиям закона.
-
Специализированные форумы, сайты, «жалобные книги». Многие банки внимательно следят за отзывами клиентов о своей работе, поэтому оставленная жалоба на посещаемых ресурсах не останется без внимания. Чтобы сохранить хорошую репутацию, кредитные учреждения готовы оперативно решать возникшие проблемы и даже приносить публичные извинения за действия своих сотрудников. Одним из самых популярных порталов, на котором граждане могут поделиться своей проблемой, является сайт банки.ру.
Законом не запрещено жаловаться как в одну из перечисленных организаций, так и во все сразу.
Важно! Если спор с банком не удалось разрешить в мирном порядке, гражданин может обратиться в орган правосудия. Поданные ранее жалобы не являются препятствием к этому.
Желаете узнать больше о том, как подготовить и подать жалобу на действия банка в ЦБ РФ, Роспотребнадзор или любую другую организацию? Свяжитесь с юристами общественной организации «Правовой Петербург» по номеру +7(812)603-72-21, или на странице «Юридические консультации».