Если междуучастниками страховых отношений — страховщиком и страхователем (выгодоприобретателем) — не получается урегулировать конфликт, возникает страховой спор. Несмотря на то, что права страхователей с каждым годом защищаются законодателем все лучше, компании продолжают их систематически нарушать. Об этом ярко свидетельствует судебная практика, а также статистика органов и организаций, уполномоченных на рассмотрение жалоб граждан.
Страховое возмещение — это самый распространенный предмет споров. Согласно ст.10 ФЗ «Об организации страхового дела в РФ», под страховым возмещением понимается сумма, выплачиваемая страховой фирмой страхователю (выгодоприобретателю) при наступлении страхового случая. Чаще всего фирмы занижают возмещение, отказывают в его выплате либо нарушают сроки.
На практике выделяют две основных системы возмещения ущерба:
- Первого риска, при которой выплата производится за весь ущерб в пределах страховой суммы.
- Пропорциональная, при которой страховые возмещают не весь ущерб, а столько процентов, на сколько была застраховано имущество.
Помимо невыплаты возмещения, граждане могут сталкиваться и с другими проблемами, например:
- отказ в продаже страховки;
- отказ в возврате страхового вознаграждения;
- принудительное «навязывание» дополнительных услуг при покупке полиса;
- неправильный расчет стоимости ущерба.
Поскольку сфера страхования довольно разнообразна, между страховщиком и страхователем возможно выделение иных разногласий.
Как получить деньги со страховой фирмы?
Существует 2 случая — наступление страхового случая или возврат страхового возмещения — при которых может возникнуть необходимость получения денег со страховой фирмы. В обоих ситуациях гражданину следует сначала составить соответствующее заявление и направить его адрес страховщика. Большинство компаний предоставляют специальные бланки заявлений, но если их нет, то страхователь может составить документ в свободной форме.
Важно: Учитывайте сроки при подаче заявления в страховую фирму. Например, если вы желаете вернуть страховой взнос, вам следует уложиться в пятидневный срок с даты заключения договора. В противном случае без судебного разбирательства не обойтись.
Если ответ страховой оказался отрицательным, необходимо составить претензию — письменное требование о выполнении фирмой своих обязанностей. Она пишется в свободной форме и подается по почте либо лично. По общему правилу, страховая обязана ответить на претензию в течение 10 дней, хотя в некоторых случаях этот срок может быть иным.
Если выплата страхового возмещения или страховой премии так и не была произведена, гражданин может обратиться в суд. Если планируется истребовать менее 50 000 рублей, дело подсудно мировому суду, если более 50 000 рублей — районному.
Истцу следует подготовить следующие документы:
- иск;
- квитанция госпошлины
- претензия к страховой, а также ответ на нее;
- страховой полис (договор);
- документы, подтверждающие позицию истца (свидетельство о праве собственности, экспертное заключение, акт осмотра, справка о ДТП, протокол об административном правонарушении и т.д.);
- расчет взыскиваемой суммы;
- копии документов для страховой фирмы.
Важно: Если спор подпадает под действие ФЗ «О защите прав потребителей» (например, страховая отказывает в продаже полиса), то госпошлина не уплачивается. Исключение — взыскание с компании более 1 млн рублей.
Одни документы, например, иск, квитанция, расчет взыскиваемой суммы, готовятся истцом самостоятельно. Подтверждающие бумаги можно получить в специализированных компаниях и учреждениях. Например, экспертное заключение можно заказать в экспертной организации, а справки о ДТП получить в ГИБДД. Если каких-либо документов не хватает, и вы не знаете, как их получить — свяжитесь с нашими специалистами в Санкт-Петербурге по номеру +7(812)603-72-21.
Когда обращаться за помощью?
Выплата страховых взносов, как и выплата страхового возмещения часто сопровождаются возникновением спорных ситуаций. Время играет против страхователей, поэтому как только у вас возникло право требования со страховой фирмы компенсации, незамедлительно обращайтесь за юридической помощью.
В отличие от страхового адвоката, юрист не имеет адвокатского удостоверения. Однако в большинстве случаев оно ему и не нужно, поскольку страховые споры находятся в зоне регулирования гражданского и гражданского процессуального права. Главное — выбрать грамотного специалиста с безупречной репутацией и большим стажем работы по данному направлению.
Обращение к юристу или адвокату поможет добиться следующих целей:
- выплата страхового возмещения (выплата страховых взносов) в полном объеме в установленные сроки;
- прекращение нарушения прав потребителя (например, продажа полиса без дополнительных услуг);
- выплата в пользу гражданина штрафа по ФЗ «О защите прав потребителей» (50 % от взыскиваемой суммы);
- выплата неустойки;
- возмещение всех понесенных убытков (например, компенсация госпошлины и юридических услуг).
Как страховой адвокат и страховой юрист, нотариус является лицом с высшим юридическим образованием. Но он уполномочен предоставлять только нотариальные услуги — удостоверять сделки, выписывать доверенности, вести наследственные дела и т.д. Быть представителем гражданина в судах и государственных органах нотариус не имеет права. Следовательно, лишь юристы и адвокаты способны помочь страхователю разрешить страховой спор.
Советы юристов «Правового Петербурга»
Специалисты «Правового Петербурга» советуют гражданам не забывать о нескольких важных моментах:
-
Перед совершением любых действий внимательно ознакомьтесь с договором страхования. Большинство из них закрепляют процедуру урегулирования спора.
-
Помимо подачи претензии и обращения в суд вы также можете подать жалобу на действия страховщика в РСА, Роспотребнадзор, ФАС, Банк России, прокуратуру. Отправка жалобы не лишает вас права на обращение в суд.
-
Досудебный порядок соблюдать крайне желательно, а в большинстве случаев — обязательно (например, по ОСАГО). В ином случае суд может оставить иск без рассмотрения.
-
Срок исковой давности по страховым спорам составляет 2 года с момента, когда страхователь узнал о нарушении своих прав.
-
Если вы подписали договор не со страховой, а с банком (присоединение к услуге страхования), то все претензии необходимо направлять непосредственно кредитному учреждению.
Проконсультируйтесь со специалистом «Правового Петербурга» бесплатно по номеру +7(812)603-72-21.
Риски и «подводные камни»
Спор со страховой фирмой может иметь довольно неприятные последствия для гражданина. Невыплаченное страховое возмещение и выплата страховых взносов в меньшем, чем положено, размере, могут привести к тому, что гражданин безвозвратно потеряет причитающиеся ему деньги. Это, в свою очередь, означает невозможность восстановления поврежденного имущества, трату личных средств и потерю времени.
Дело могут осложнить «подводные камни», среди которых:
- Банкротство страховой фирмы.
- Отзыв у страховой фирмы лицензии.
- Отсутствие у страхователя полного перечня необходимых документов.
- Незаконные условия страхового договора.
- Требование сотрудниками организации дополнительных документов в целях затягивания процесса выплат.
Более 7 лет специалисты «Правового Петербурга» помогают гражданам добиваться выплат со страховых фирм. Приведем два примера.
Пример 1
В 2010 году у Е обнаружили рак легких, который был полностью излечен в 2012 году. Е, опасаясь за свое здоровье, оформила страховой полис в 2016 году. Через несколько месяцев у женщины наступил страховой случай — врачи обнаружили у нее рак почки, однако страховая компания не признала случай страховым, заявив, что Е раньше болела данным заболеванием. В суде юристы «Правового Петербурга» доказали, что рак почки не является рецидивом и его появление не обусловлено раком легких. Суд согласился с доводами специалистов, страховая выплатила Е 309 800 рублей.
Пример 2
Ч попал в ДТП не по своей вине, в результате которого его авто было полностью уничтожено, а мужчина стал инвалидом 1 группы. Ч обратился в свою страховую компанию, однако остался неудовлетворен предложенной суммой обеспечения. Специалисты нашей организации собрали ряд медицинских справок, организовали проведение независимой экспертизы, а затем обратились в суд с иском. Суд взыскал с компании 301 800 рублей за вред здоровью (инвалидность) и 215 900 рублей за ущерб, причиненный авто.
Услуги общественной организации «Правовой Петербург»
Чтобы спор со страховой фирмой обернулся в вашу пользу, воспользуйтесь услугами общественной организации по защите прав потребителей «Правовой Петербург». Опытные страховые юристы и адвокаты используют все законные способы для того, чтобы защитить ваши права и взыскать со страховщика полагающиеся вам денежные средства. Более 98 % страховых споров с нашим участием разрешаются благоприятно для страхователей, что свидетельствует о высокой результативности нашей работы.
Плюсы работы с нами:
- оказание комплекса услуг «под ключ»;
- постоянное информирование о ходе дела;
- доступность для связи 24 часа в сутки 7 дней в неделю;
- адекватные цены;
- оплата только за результат.
Если вы хотите воспользоваться юридическими услугами, просто посетите наш офис со всеми имеющимися документами. После изучения обстоятельств дела, обсуждения деталей сотрудничества и подписания договора наши юристы незамедлительно приступят к работе.
Важно: Получить ответы на свои вопросы вы также можете в разделе «Онлайн-консультация».
Не пускайте спор со страховой на самотек — заручитесь поддержкой профессиональных юристов. Запишитесь на прием к специалисту «Правового Петербурга» но номеру +7(812)603-72-21.