Всем без исключения известен документ под названием «свидетельство о регистрации права собственности», ранее выдававшийся на недвижимые объекты. Данный документ подтверждает существование прав конкретного субъекта в отношении квартиры, надела или другой недвижимости.
Бумага на фирменном госбланке содержала следующую информацию:
- полное наименование собственника актива;
- основные характеристики недвижимого объекта;
- основание госрегистрации;
- вид права;
- кадастровый (условный) номер;
- существующие ограничения (обременения);
- дата выдачи;
- подразделение Росреестра, выдавшее бумагу.
Выдавал свидетельство об официальной регистрации права собственности Росреестр по территории расположения недвижимого объекта. Для получения оригинала или копии физлица должны были платить госпошлину.
Однако закон о свидетельстве о регистрации права собственности был изменен 15 июля 2016 года. Согласно поправкам, Росреестр прекращает выдачу свидетельств физлицам, в том числе и повторных. Вместо них при совершении операций с недвижимостью гражданам будут предоставляться выписки из ЕГРН.
Важно! По своему содержанию выписки не слишком отличаются от свидетельств о регистрации прав на недвижимое имущество. Они также действуют бессрочно, однако содержащаяся в них информация актуальна лишь на дату выдачи.
Означает ли это, что бумага утрачивает свою силу, ее срочно необходимо поменять или зарегистрировать свидетельство о праве собственности? Ответ однозначный: нет. Свидетельства не утрачивают своей юридической силы, и продолжают действовать на всей территории России. Их принимают все государственные органы и органы правосудия — в этом плане ограничений нет.
Важно! Если у вас на руках имеется свидетельство, и вы планируете совершить операцию со своей недвижимостью, — возьмите дополнительно выписку из ЕГРН. Выписка понадобится, например, покупателю, пожелавшему проверить юридическую «чистоту» объекта.
Что это меняет
Адвокаты по недвижимости убеждены: отмена свидетельств о госрегистрации права собственности на дом, квартиру или надел должна разрушить сложившийся стереотип граждан о том, что лишь бумага подтверждает существование прав на недвижимость. Граждане должны осознать, что единственным подтверждением существования права является соответствующая запись в ЕГРН.
Кроме того, замена свидетельства о регистрации права собственности на квартиру выпиской имеет и другие положительные моменты:
- Выписки, в отличие от свидетельств, содержат более актуальную информацию. Это значит, риск попадания граждан в мошеннические схемы при совершении операции с недвижимостью стремится к нулю. Например, ранее мошенники практиковали продажу недвижимости с обременением — в старом свидетельстве данной информации просто могло не содержаться. Теперь такое мошенничество маловероятно.
- Ранее отмечались случаи подделывания свидетельств для получения от покупателя денег за имущество. Выписки из ЕГРН подделывать не имеет смысла, поскольку заинтересованное лицо может получить всю нужную информацию самостоятельно.
- По сути выписки необходимы лишь для стороны сделки, решившей убедиться в юридической «чистоте» недвижимости. Органы госвласти при предоставлении своих услуг данные выписки (а тем более свидетельства) не запрашивают — всю требуемую информацию они получают по межведомственным запросам.
Единственный минус выписки из ЕГРН для продавца — это то, что ее нужно постоянно обновлять, если объект находится на продаже длительный период. Ее стоимость на бумажном носителе — 400 рублей, в электронном формате — 250 рублей. Полная проверка имущества обойдется почти в 2 000 рублей.
Важно! Если вам предстоит сделка с недвижимостью, и вы хотите провести полную правовую проверку — обращайтесь к специалистам «Правового Петербурга». Юристы и адвокаты выявят все риски, связанные со сделкой, а также помогут их предотвратить.
Желаете узнать больше о свидетельстве о регистрации права на недвижимое имущество?
Получите безвозмездную консультацию специалистов «Правового Петербурга» по телефону +7(812)603-72-21, а также в разделе портала «Консультация адвоката онлайн».