05.07.2017

Оформление земли в 2017 году: что это и зачем оно нужно?

Оформление земли
Получите бесплатную консультацию юриста!

Официального толкования термина «оформление земли» в законе нет, поэтому очень часто граждане вкладывают в него разный смысл. Одни считают, что термин обозначает геодезические, землеустроительные работы и межевание надела, другие, что признание и регистрацию прав на участок, а третьи подразумевают под этим словосочетанием комплекс данных работ. Каждая точка зрения имеет свое право на существование.

С точки зрения земельного юриста, оформление земли — это процедура официального закрепления имущественных прав на какой-либо участок за гражданином или организацией. В России в 2017 году данный вопрос продолжает волновать многих граждан, поскольку неоформленная земля фактически является «мертвым грузом», которым невозможно распорядиться — продать, подарить, сдать в аренду или передать по наследству. Кроме того, на таком участке невозможно легально построить капитальные здания — они в любом случае являются самостроями, а, значит, подлежат сносу.

Какие документы нужны для оформления земли?

Список необходимых документов зависит от многих обстоятельств и, прежде всего, от того, какое право вы хотите оформить. Если вас интересует оформление земли в собственность, то важно правовое основание для такого действия. Например, если вы хотите приобрести право собственности на надел при помощи наследования, соберите следующие документы:

  • завещание (если есть);
  • документы на землю (например, выписка из ЕГРП);
  • свидетельство о смерти;
  • бумаги, подтверждающие родство с усопшим;
  • акт оценки стоимости объекта.

Оформление земли в собственность по другим основаниям может потребовать от вас подготовки других бумаг:

  • кадастровый паспорт;
  • акты органов местной власти;
  • договоры, контракты, соглашения;
  • документы из архива СССР.

Если вам необходимо оформление аренды земли, то здесь важны три обстоятельства: в чьей собственности изначально находится участок, какому лицу планируется предоставить надел, а также вид разрешенного использования. Например, если планируется оформление земли в аренду, а участок принадлежит местной администрации, необходимо подготовить:

  • копии своего паспорта;
  • копии ИНН;
  • копии учредительных документов (для фирм);
  • заявление.

В последующем местная администрация для определения победителя в торгах может потребовать иные документы.

Еще один популярный вариант — оформление дарственной на землю. Чтобы подарить кому-то свой участок, вам нужно подготовить:

  • договор дарения;
  • правоустанавливающие документы на участок;
  • кадастровый план участка;
  • нотариально заверенное согласие собственников долей (если надел находится в долевой собственности);
  • нотариально заверенное согласие второго супруга (если надел был приобретен в период брака);
  • квитанцию об оплате госпошлины

Комментарий юриста «Правового Петербурга»:

«Любая сделка с недвижимостью несет в себе определенную долю риска. Поэтому во избежание ошибок не рекомендуется действовать самостоятельно, а также заключать типовые договоры. Оформление документов на землю должно производиться в индивидуальном порядке».

Оформление земли в собственность 2017: пошаговая инструкция

Рассмотрим алгоритм действий для наиболее распространенного варианта — оформление земли в собственность. В общем виде порядок оформления земли следующий:

  1. Определите правовое основание для приобретения участка в собственность.
  2. Подготовьте нужные документы.
  3. Оформите свои права на участок в досудебном порядке (например, посредством обращения к нотариусу за выдачей нотариального свидетельства, путем обращения в местную администрацию и т.д.).
  4. Если оформление земли в досудебном порядке не увенчалось успехом, либо изначально такой вариант был невозможен — обратитесь в суд для признания права собственности на участок.
  5. Получите решение суда и дождись вступления его в силу. При необходимости, обжалуйте акт в вышестоящей инстанции.
  6. Зарегистрируйте свои права в Росреестре.

Важно! За регистрацию прав на надел вам придется заплатить госпошлину, стоимость которой составляет 2 000 рублей для граждан и 22 000 для организаций. Оформление земли под ИЖС, личное подсобное, дачное хозяйство и гаражное строительство будет стоить вам 350 рублей.

Конечно, каждый случай индивидуален, и в рамках одной статьи рассказать обо всех нюансах не получится. Однако всем гражданам следует помнить, что какие бы этапы вам ни пришлось пройти, процедура должна завершиться регистрацией в Росреестре с выдачей вам выписки из ЕГРП.

Интересует оформление земли в СПб? Пишите свои вопросы в раздел «Круглосуточная юридическая консультация».

Теги: оформление земли, дарение земли

Поделиться:

Оставить заявку