Гражданам, решившим зарегистрировать свои права на недвижимые объекты, необходимо знать, какой орган занимается данным вопросом. В России это Росреестр — орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять регистрацию прав на недвижимость от имени государства, а также вести кадастровую работу.
В Постановлении Правительства РФ от 01.06.2009 года № 457 говорится о том, какие еще функции возложены на орган регистрации прав на недвижимое имущество:
- ведение ЕГРН, в том числе корректировка сведений, содержащихся в нем;
- ведение реестра кадастровых инженеров, а также реестра госрегистраторов права;
- ведение реестра СРО кадастровых инженеров;
- ведение реестра СРО оценщиков;
- кадастровое деление на округа, районы и кварталы;
- государственный земельный надзор и т.д.
Важно! Граждане могут обратиться в любое подразделение Росреестра вне зависимости от того, где находится объект недвижимости. Ранее физлицо могло обратиться только в подразделение по территориальному признаку.
Многие граждане считают, что услуги по госрегистрации параллельно оказывает также МФЦ. Однако это не так: многофункциональный центр лишь принимает и передает документы в Росреестр, а также выдает выписки из ЕГРН, но сами госуслуги не предоставляет.
Граждане могут обратиться в орган регистрации прав на недвижимое имущество лично или через представителя, например, через адвоката по недвижимости. Представитель должен иметь нотариально удостоверенную доверенность с четко прописанными в ней полномочиями.
Если Росреестра поблизости нет
Бывают ситуации, когда орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, находится от граждан очень далеко, и добраться до него проблематично. Как поступить в данном случае?
Закон дает возможность отправить документы на госрегистрацию тремя способами:
- Посредством почтового отправления. В этом случае подписи на всех бумагах должны быть нотариально удостоверены, а само письмо иметь опись вложения.
- Посредством отправления через Интернет. Сделать это можно через сайт Росреестра или госусулг. Однако для этого потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись. Бумаги подаются в форме электронных документов или образов электронных документов.
- Посредством обращения к нотариусу. Нотариус при помощи специальных программ может отправить документы напрямую в Росреестр. Кроме того, специалист следит за законностью совершаемой сделки.
Важно! Если вы хотите оформить свои права как можно быстрее — обращайтесь к нотариусу. Документы, поступившие от него, рассматриваются сотрудниками Росреестра в течение 1 рабочего дня. Если же вы хотите сэкономить, и у вас уже есть ЭЦП, рекомендуем отправить бумаги через Интернет.
Можно ли обжаловать незаконное действие сотрудников Росреестра?
Если, по вашему мнению, сотрудник Росреестра нарушил закон, заявитель может обжаловать его действие (бездействие) в судебном или административном порядке. Так, например, если «провинился» рядовой служащий, жалобу можно подать руководителю подразделения Росреестра. В течение 30 суток жалоба должна быть рассмотрена, заявителю должен быть дать ответ по существу. Обратите внимание: анонимные жалобы, а также обращения, рукописный текст которого невозможно разобрать, остаются без рассмотрения.
Есть и альтернативный вариант — обращение с административным иском в течение 3 месяцев со дня, когда физлицу стало известно о нарушении его прав и свобод. Причем гражданин обращается не в орган правосудия общей юрисдикции, а в арбитражный суд.
Важно! Если вы столкнулись с нарушением служащими Росреестра ваших прав (например, необоснованным отказом в госрегистрации, требованием предъявить дополнительные бумаги и т.п.) — обратитесь к сотрудникам организации «Правовой Петербург». Мы готовы отстоять ваши интересы в споре с данным органом.
Интересует более подробная информация об органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимость? Задайте свои вопросы нашим адвокатам в разделе «Юридические консультации» или по телефону в Санкт-Петербурге +7(812)603-72-21.